01 АпрАКТЕРЫ И ЛИЦЕДЕИ


Так бывает, вероятно…  Вдруг, в один из дней понимаешь то, о чем думал иной раз в течение всей жизни. Сегодня вот такой вот день. Вчера, правя статью  о замке Дюма, я дополнила ее материалом о любимом фильме. Старом. Его снял замечательный режиссер Владимир Мотыль в 1975 году. И пока в моем подсознании вспыхивали эпизоды из «Звезды пленительного счастья», я вдруг поняла, насколько в нем всё и все неоднозначны. Особенно Николай I.

В Истории он остался, как Солдафон, Палкин, Жандарм Европы… Но «жандарм», если освободить семантику этого слова от негатива, привнесенного большевиками, это «страж порядка». Что в том плохого?  ТЕ жандармы нынешним милиционерам даже не родственники! Русские жандармы, все-таки полицейские.

Забывается, а в школьном курсе не акцентируется, что во время правления Николая Россия ВПЕРВЫЕ не имела территориальных претензий ни к одной стране. И к отмене крепостного права Николай приступал трижды, и трижды понимал, насколько в его стране это непростая реформа. И завещал ее сыну.

Наконец, Пушкин, вопреки расхожему мнению, уважал Николая.

Я верю Пушкину, хотя он не совсем откровенен даже в своих дневниках. Его истинное мнение приходиться собирать по крупицам, разбросанным в воспоминаниях, письмах, мемуарах.

Верил ему, я думаю, и Василий Ливанов, игравший Николая. Теперь, про прошествии столько лет, мне кажется, что именно его Николай завладел тогда моим подсознанием. И поколебать веру в правильность ливановского образа не смогли ни школьная программа, ни курс истории в вузе, ни различные мнения.

Я часто слышу о ком-то – «хороший актер». И молчу. Потому что из всех моих современников эта оценка, на мой взгляд, относиться к единицам. Но до сегодняшнего дня, я не могла сформулировать критерий своей оценки. Теперь могу.

Хороший актер, в моем представлении, тот, кто умеет придать образу новое качество. В силу интуиции, или эрудиции, или исследовательской работы над ролью. В этом плане Актер сильнее историка, важнее режиссера. Потому что первые создают, а Актер – воспроизводит, доносит до широкой общественности!

Николай I в исполнении Ливанова ломает все устоявшиеся представления об этой личности. Заставляет усомниться, а так ли верно мнение большинства? В результате своих давнишних сомнений и нынешней убежденности, я отсылаю читателей к подборке материалов о Николае I , которые искала, благодаря Василию Ливанову, и рада, что нашла.

Мне нравится Олег Табаков. И нравился Ростислав Плятт. Старик в 20 лет и юноша в 80!

Кто еще?

Замечательное слово «лицедеи». Не слово, а целая характеристика! Те, кто могут из своего лица делать другие лица. Не новое качество, как Актеры, а просто другие лица. Т.е. без лживых интонаций произносить чужие слова.

Большинство, выбравших профессию актера, опять же исключительно на мой взгляд, до конца своих дней остаются лицедеями…

Возможно, я слишком требовательна. Но Актер, в моем представлении, такая же величина, как Писатель или Художник. Только  значимость последних, обычно, оценивает время. А талант Актера, к сожалению, уходит вместе с ним…

Теперь, когда я сформулировала критерий, мне легче аргументировано отделить талант от ремесла. Потому что современников оценивать невыносимо сложно…

Получать обновления:



2 ответов к записи “АКТЕРЫ И ЛИЦЕДЕИ”
  1. И Вам спасибо. Про Николая интересно. Там много документальной литературы, поэтому читается, как художественное произведение. И есть возможность, составить собственное мнение. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *