11 ОктКАК РАЗВЕЯТЬ СКУКУ г-на АНТУАНА РАДЗИНСКОГО


Эдварда Радзинского я люблю любого. И устного, и письменного. За  нестандартный подход, за великолепный язык, за драматургию, которая приковывает внимание к Истории, за удивительные интонации…  Как-то мой тогда еще четырехлетний ребенок «листал» телевизионные программы в поисках Хрюши и Степашки и наткнулся на театральные рассказы Эдварда Станиславовича. Потрясение было столь сильным, что передача кончилась, а ребенок еще некоторое время ошалело смотрел, как движутся по экрану титры. А потом спросил тихонько: «Мамичка! Этот дядя – волшебник?!»

Я лично считаю – это самый искренний комплимент Актеру, Чтецу, Драматургу. И присоединяюсь, радуясь, что Эдвард Радзинский все-таки лицо реальное.

Потому, недавнего его Сен-Жермена я прочитала.

Называю «Сен-Жермен» сознательно. Думается мне, что книгу надо было назвать «Граф Сен-Жермен и Железная Маска», а не наоборот. Потому что сразу же с первых страниц первый план оккупирует некий господин. Нереальный, но… навязчивый. Хотя, если вообразить его на театральной сцене, как связующее звено между героями, событиями и  мизансценами, эдаким… выступающим из темноты и вещающим…, – прием вполне оправданный.

На мой взгляд, получилась… пьеса. Или лукавый такой роман, который автор за пару дней превратит в пьесу. Если будет заказ. Господин Радзинский как-то обмолвился, что как драматург он «оставляет сцену». Но! Я без претензий, с доброй улыбкой! Дай-то Бог!

Но, пропутешествовала всю прошлую субботу по улицам и закоулкам Истории вместе с ним и неким г-ном Антуаном, которого автор избрал нам в попутчики, я поняла… Я не верю! Не вызывает у меня сочувствия блестящие догадки, о которых повествует этот неизвестный мне «исторический детектив по вызову». И, «найденные» им, неведомые «Записки» таинственного графа, из которых он черпает свои версии. Я запуталась. Где тут твердая поступь Истории, а где… откровенный вымысел?

Как думающий читатель и человек, немного пишущий на исторические темы, я прекрасно понимаю, что дело не в правдивости исторической версии. А в ее оправданности. Исторические расследования проводятся совсем не для того, чтобы докопаться до правды. Все тайны и загадки будоражат наше сознание потому, что мы ищем новый взгляд на современность. И глубины прошлого нам очень в том помогают. Интересно следить, как внезапно появившийся документ или просто свежий взгляд рушит хорошо выстроенное здание прошлой заскорузлой версии и на его месте вырастает новый причудливый замок. И события, настоящие и прошлые, приобретают вдруг совсем другое значение.

Радзинскому я верю! И когда он пишет о Сталине, и о Николае Втором, и Лжедмитрии, и об Иване Грозном… Так увлекательно было вместе с ним, рука об руку, идти по дороге открытий. Откладывать книгу и рассуждать – а прав ли автор? И восхищаться! И спорить!

С г-ном Антуаном спорить трудно… И не хочется. А потому теряется вся великая докомпьютерная интерактивность чтения!

Да и сам образ эфемерного скучающего господина не вызвал у меня симпатии. Ему скучно не потому, что он бессмертный, как убеждает нас в этом и он сам, и автор, вероятно. А потому что – маргинал. «Прилетать» к будущим жертвам Истории, предостерегать их, а потом убеждаться в том, что люди всегда одинаковы и тысячелетия разыгрывается один и тот же спектакль – и вправду скучно… А для чего тогда все эти расследования вообще? Чтобы лишний раз был повод для скуки?

Думается мне, что жизнь человеку дается не для отстраненного наблюдения. А для посильных действий. И здорово, если она бесконечна! Вот Бедржих Грозный, вероятно, был бы несказанно рад бессмертию. Столько еще белых пятен на карте Истории, столько в ней несправедливостей, требующих смелого вмешательства.

Но из всех своих удивительно увлекательных истории, г-н Антуан сделал акцент на Железной Маске…

Интересно, бесспорно. Если бы не было в его повествовании гораздо более захватывающей истории. Рассказ о Власти и Олигархе затмевает все возможные Маски. Даже если он не до конца опирается на исторический материал.

Я бы посоветовала г-ну Антуану появиться на театральных подмостках именно с этой историей. О Людовике XIV и Фуке. В ней есть все: драйв, накал, характеры, декорации! Ее невозможно скучно рассказывать и слушать скучая. Это одна из тех потрясающих исторический аллюзий, которые иной раз действеннее самой актуальной прессы.

Правда, в этом случае ее вряд ли покажут по Первому каналу в прайм-тайм (что может быть скучнее!?) Так что… г-н Антуан, обречен на вечную скуку…  А мы – на Железные Маски.

И еще. В защиту «Гарри Поттера». «К власти пришел плебс. И он диктует вкусы» — утверждает г-н Антуан. Возможно. Только любовь невозможно навязать. И новому поколению по вкусу деятельный справедливый Дамблдор «из дешевенькой сказки». Для аморфного г-на Антуана  нет места…

Получать обновления:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *