Так бывает, вероятно… Вдруг, в один из дней понимаешь то, о чем думал иной раз в течение всей жизни. Сегодня вот такой вот день. Вчера, правя статью о замке Дюма, я дополнила ее материалом о любимом фильме. Старом. Его снял замечательный режиссер Владимир Мотыль в 1975 году. И пока в моем подсознании вспыхивали эпизоды из «Звезды пленительного счастья», я вдруг поняла, насколько в нем всё и все неоднозначны. Особенно Николай I.
В Истории он остался, как Солдафон, Палкин, Жандарм Европы… Но «жандарм», если освободить семантику этого слова от негатива, привнесенного большевиками, это «страж порядка». Что в том плохого? ТЕ жандармы нынешним милиционерам даже не родственники! Русские жандармы, все-таки полицейские.
Забывается, а в школьном курсе не акцентируется, что во время правления Николая Россия ВПЕРВЫЕ не имела территориальных претензий ни к одной стране. И к отмене крепостного права Николай приступал трижды, и трижды понимал, насколько в его стране это непростая реформа. И завещал ее сыну.
Наконец, Пушкин, вопреки расхожему мнению, уважал Николая.
Я верю Пушкину, хотя он не совсем откровенен даже в своих дневниках. Его истинное мнение приходиться собирать по крупицам, разбросанным в воспоминаниях, письмах, мемуарах.
Верил ему, я думаю, и Василий Ливанов, игравший Николая. Теперь, про прошествии столько лет, мне кажется, что именно его Николай завладел тогда моим подсознанием. И поколебать веру в правильность ливановского образа не смогли ни школьная программа, ни курс истории в вузе, ни различные мнения.
Я часто слышу о ком-то – «хороший актер». И молчу. Потому что из всех моих современников эта оценка, на мой взгляд, относиться к единицам. Но до сегодняшнего дня, я не могла сформулировать критерий своей оценки. Теперь могу.
Хороший актер, в моем представлении, тот, кто умеет придать образу новое качество. В силу интуиции, или эрудиции, или исследовательской работы над ролью. В этом плане Актер сильнее историка, важнее режиссера. Потому что первые создают, а Актер – воспроизводит, доносит до широкой общественности!
Николай I в исполнении Ливанова ломает все устоявшиеся представления об этой личности. Заставляет усомниться, а так ли верно мнение большинства? В результате своих давнишних сомнений и нынешней убежденности, я отсылаю читателей к подборке материалов о Николае I , которые искала, благодаря Василию Ливанову, и рада, что нашла.
Мне нравится Олег Табаков. И нравился Ростислав Плятт. Старик в 20 лет и юноша в 80!
Кто еще?
Замечательное слово «лицедеи». Не слово, а целая характеристика! Те, кто могут из своего лица делать другие лица. Не новое качество, как Актеры, а просто другие лица. Т.е. без лживых интонаций произносить чужие слова.
Большинство, выбравших профессию актера, опять же исключительно на мой взгляд, до конца своих дней остаются лицедеями…
Возможно, я слишком требовательна. Но Актер, в моем представлении, такая же величина, как Писатель или Художник. Только значимость последних, обычно, оценивает время. А талант Актера, к сожалению, уходит вместе с ним…
Теперь, когда я сформулировала критерий, мне легче аргументировано отделить талант от ремесла. Потому что современников оценивать невыносимо сложно…
Спасибо за статью и за ссылку. Найду время прочесть обязательно 🙂
И Вам спасибо. Про Николая интересно. Там много документальной литературы, поэтому читается, как художественное произведение. И есть возможность, составить собственное мнение. Удачи!