опубликована в журнале «Экспедиция»
Авторский вариант:
Это интервью. Из тех, которые я люблю брать. У замечательного, очень доброго и талантливого человека. Вот как-то так у нас с ним получилось: мой звонок, его ответ, и воспоминания, вызывающие теплую улыбку. Андрей Иванович, если когда-нибудь заглянете, я Вам рада и всегда помню! Ваши работы всегда стоят у меня перед глазами, как весточка из далекого Владивостока, как напоминание…
… Говорят, что человеческая жизнь – это цепь случайностей. Может быть оно и верно. Для большинства людей. Но есть единицы, для которых жизненный поворот, встреча, впечатление — это детали, точки и линии, из которых сложится в какой-то момент, как в scrimshaw, картина.
Почти двадцать лет назад увидел Андрей Иванович Доленко календарь с фотографиями. Scrimshaw так называется это редкое искусство. Ни книг, ни пособий, ни учителей! И от календаря этого – только память… И за плечами не академия художеств, а Владивостокский университет водного транспорта и годы службы на торговых судах. Но в 2000 году на Конкурсе Резьбы по Кости в Гавайях (The Hawaiian International Scrimshaw Competition) работы Доленко занимают первые места!
«Немного не та техника! Учился-то по впечатлению…» — признается Андрей Иванович. А высокое жюри умоляет – не меняйте технику! Свой стиль, своя манера, индивидуальность…
К сожалению, у меня не осталось оцифрованных работ Андрея Ивановича. И мне придется иллюстрировать чужими, неизвестными, из Интернета. Но Андрей Иванович подарил мне лично две своих миниатюры, которые с восхищением и гордостью я показываю друзьям и знакомым. В самое ближайшее время я их сфотографирую и выложу, дабы вы имели представление о мастерстве и таланте.
Слава Богу, снимать ничего не пришлось! Нашла сайт Андрея Ивановича, так что можно теперь посмотреть все его работы, и может быть, что-то приобрести. А неизвестные работы, которыми иллюстрировала статью, оказались его! В мире мало людей, которые владеют этой техникой…
Андрей Иванович, что это за искусство- scrimshaw?
С одной стороны, это гравюры. Нужно быть хорошим рисовальщиком, чтобы достоверно воплотить идею. Тематика самая разнообразная: от туристических видов города до картин великих художников. Я видел копию с картины Леонардо да Винчи размером с сигаретную пачку! Мастер должен обладать теми же знаниями и навыками, которые используются при создании обычных картин на бумаге: перспектива, композиция, проработка деталей и теней… С другой стороны, это резьба по кости, поскольку картина создается на «живом» материале. Если нацарапать на мягкой поверхности кости линию или точку, а потом затереть карандашом, неровности обретут цвет. Из этого и состоит scrimshaw. Чукотская гравюра на бивнях моржа, пожалуй, самая близкая по технике к этому виду искусства. Но произведения чукотских мастеров своеобразны по-своему: свои работы они только тонируют, да и тематика этническая. Нет аналога у scrimshaw… Не гравюра и не резьба… И здесь все по-честному! Знаете, бывают художники, которые долго рассказывают о том, что изображено на их картине. А в scrimshaw видна каждая точка, из которой состоит произведение. От нее одной можно удовольствие испытывать.
Именно непохожесть scrimshaw ни на один вид изобразительного искусства, привлекло Вас тогда? Каким же образом попал к Вам в руки тот календарь? Информации о scrimshaw и сейчас почти нет…
Случайно… Я работал на флоте, в китобойной флотилии «Советская Россия». До Антарктики добрался… У меня все родственники — во флоте, на китобойных судах: дед – гарпунер, отец – инженер, мать – корабельный врач… Зуб кашалота, традиционный материал резчика по кости, с детства был перед глазами. В свободное время чуть-чуть рисовал, немного резал, чеканкой по металлу занимался. Календарь мне показал один китаец в Сингапуре. Наше судно там долго на ремонте стояло. Китаец держал салон, а я приносил туда свои работы. Очень меня заинтересовала эта техника! Тем более что чем-то похожим я и занимался. И сразу понял, что здесь, как в чеканке, прав на ошибку нет.
Сначала мало что получалось. Но через несколько месяцев мои работы стали покупать. А когда я вернулся домой, во Владивосток, занялся уже scrimshaw серьезно. За годы плавания накопилось много отпусков, и я резал… А потом и вообще бросил флот и стал заниматься только scrimshaw. Вся сложность заключалась в том, что хоть в 90-е годы уже во всю шла перестройка, и можно было продавать свои работы, но продавать их приходилось намного дешевле, чем в Сингапуре. Поэтому, чтобы на это жить и кормить семью, нужно было резать в несколько раз больше. Отсюда и некоторые художественные приемы, и навык работать быстро.
Расскажите, пожалуйста, какова техника scrimshaw? Какие инструменты используются?
Наверное, я больше слесарь. У меня мастерская, бормашина. Сначала кость полируется. На отполированной поверхности рисунок выразительнее смотрится. Если нарисовать парусник на бумаге и на отполированной кости, разница ощутимая. Кость трут наждачной бумагой, а потом — полировочным составом до зеркального блеска. Иногда для полировки используют шлифовальную машину. Но это опасно, можно перегреть кость, и она даст трещину или ее «поведет».
Контур рисунка наносят карандашом или выкалывают спицей и покрывают чернилами. Их потом стирают. Дальше начинается проработка деталей и теней. Покрывают масляной краской и снова стирают. Нужно точно знать, как прореагирует химикат с поверхностью кости. Например, зеленый цвет может легко перейти в оранжевый.
Основной инструмент, это игла или спица (needle). Ею выполняют почти 98% всей работы, все остальное – вспомогательный инструмент. Такие спицы используют и граверы по металлу. Можно использовать и алмазное сверло, но материал очень хрупкий и мягкий. Можно использовать простой скальпель, им хорошо прорабатывать волосы, воду. И закругленный, для исправления ошибок. Работа обычно мелкая, поэтому без увеличительного стекла не обойтись, как и ювелирам. Я знаю, что иногда работают под микроскопом, но к нему нужен дополнительный свет. А так вокруг линзы я ставлю подсветку. Еще работают и со стерео микроскопами, которые приближают и удаляют изображение. Под кость удобно подкладывать подушечку, наполненную рисом или вишневыми косточками, чтобы материал не скользил, а рука не уставала.
Кстати, есть еще scrimshaw на черном фоне. Негатив. Она выполняется на черном роге буйвола.
Какой еще материал используется?
По чему только не режут! По зубу гиппопотама, кабаньему бивню, камню и различным минералам, а в Африке даже по устричным раковинам. Вообще по ракушкам не часто режут. Блестят они сильно, и это уменьшает эффект от резьбы. Ракушка больше подходит для резьбы-рисунка, где присутствует игра контрастов. Только вот пыль от этой ракушки ядовитая. Обязательно надо защитную маску надевать.
Слоновый орех, тоже из экзотики. Это овощь-кость, растет на костяной пальме в Южной Америке. Орех примерно 4-6 см. У него, как в кокосе, внутри сладковатая жидкость, но к моменту созревания она затвердевает. Для большей твердости орех еще и обжаривают при температуре 150 градусов. Раньше он был самым выгодным видом «кости» для резьбы, из него делали, например, пуговицы. Но потом появился материал из Африки, про орех забыли. Только сейчас, когда существует запрет на слоновую кость, орех снова в моде.
Слоновая кость, пожалуй, самый подходящий материал для резчика. Косторезы с удовольствием используют старые клавиши пианино или бильярдные шары…
Китовые зубы тоже теперь редкость. Охота на китов в Советском Союзе запрещена с 1979 года. Но у прежних китобоев иной раз можно купить «старые» зубы. Он огромный, сантиметров 20-25!
Самое безобидное – это рога коровы или буйвола. Целое направление в резьбе! В XVIII веке они были очень популярны среди солдат, которые хранили в них порох. И среди моряков и охотников, те вырезали на роге карту местности. Это тонкая работа, специальные резчики-картографы копировали бумажную карту. Сначала этот вид резьбы представлял собой гравировку, нежели резьбу. И только со временем его техника стала похожа на своего китобойного собрата. Самые красивые рога – середина-конец XVIII, но и сейчас есть мастера, которые расписывают рога на заказ для коллекционеров…
Китобойного собрата…? Моряки тоже резали по кости? А когда и как вообще появилось scrimshaw?
С них-то все и началось. С моряков. Сама резьба имеет давние корни. В Якутии в 1965 году был найден мамонтовый бивень с изображением мамонта. Определили, что ему больше 12 тысяч лет. Таким образом, по кости стали резать до того, как появилась бумага! Резьба по кости самый древний вид искусства. А scrimshaw… Откуда это слово до сих пор непонятно. Самое близкое, scrimshank – уклоняться, увиливать. Некоторые книги упоминают слова капитана с китобойного судна: «Незанятая голова – мастерская дьявола. Нанятый бездельник» («An idle head is the workshop of the devil. Employed scrimshon»). Первые произведения scrimshaw, говорят, появились как раз на китобойных суднах в начале прошлого века. Моряки резали всякие безделушки, чтобы как-то скоротать время в плаванье. Телевизора и радио-то не было, а зубы кашалота везде валялись, вот и появилось искусство. Занятие полюбилось настолько, что многие даже, как я, поменяли профессию. Так что есть в этом scrimshaw что-то от мистики…
Есть еще и другое объяснение. Словарь английских диалектов говорит, что слова scrimption и scrimish обозначают «нищенскую заработную плату». А scrimp — «быть экономным, сводить концы с концами». То есть происхождение слова — от традиции отдавать команде самые ненужные, бросовые части кита. Вот такое слово — и диалект, и жаргон, и искусство, и история одновременно…
Андрей Иванович, расскажите, пожалуйста, про конкурс… Как это случилось? Как Вы про него узнали? Какие впечатления?
Случайно… Заходят во Владивосток круизные суда. Иностранцы, чаще пенсионеры, ходят по нашим салонам, покупают сувениры… Как-то кто-то из знакомых мне говорит, тебя, мол, ищут, запрос в университет прислали. Я взял адрес, написал им по электронке, они обрадовались! Оказывается, супружеская пара с Гавайев, были тут у нас, во Владивостоке, купили мои работы. И так они им понравились, что стали они меня искать. У них свой бизнес, что-то с налогами связанное, ранчо 70 миль. Мы так сдружились, почти каждый день переписывались. Ванда – коренная индианка, А муж ее Чарльз – с русскими корнями. Когда мы у них гостили, он попросил мою жену борщ сварить. Вот они-то мне и сказали, что на Гавайях будет проходить конкурс резьбы по кости. Я к тому времени уже видел работы других мастеров и понимал, мне-то на конкурс не с чем идти. Но, думал-думал и набрался наглости. И полетели мы с женой на Гавайи.
Конкурс мне много дал. Я вообще считаю, что конкурсы для художников гораздо полезнее выставок. Выставки что, это умиротворение, некий отчет о проделанной работе. Выставил свои работы и сиди, слушай, как все реагируют. А конкурс… это другое. Интрига, драйв! Потрясающий стимул для самосовершенствования.
Андрей Иванович, а этот конкурс на Гавайях он ежегодный? Давно он проводится и что нужно, чтобы в нем участвовать?
Теперь да, ежегодный. А когда я участвовал в 1997 году, он проводился только во второй раз. Конкурс организовывает частное лицо. Участвовать-то может каждый, но к конкурсу допускаются не все, происходит предварительный отсев. Оставшиеся и становятся конкурсантами. По условиям – шесть номинаций: две работы по морской тематике в цвете и черно-белую, две – животные, тоже в цвете и черно-белую. И свободная тема, тоже два вида. Представить нужно одну-две работы. Их оценивают по трем параметрам: оценка зрителей, Интернет-голосование и оценка художников. Цена голоса разная: самая высокая у профессионалов, самая низкая у Интернета. Обычно присуждают только 1 и 2 место. А я… занял третье… Почему? Не поверил даже. Думаю, из вежливости дали, в качестве бонуса. Потом я участвовал и в 1998, и в 2000 годах. Во второй раз занял 2-е место. А в третий – 1-е место. Когда объявляли результаты, местный тележурналист отрекомендовал меня, как единственного представителя Восточного полушария. Смешно, но и вправду, кроме меня никого из нашего полушария не было.
И все, больше в конкурсах я не участвовал. Почему? Мотивация, видно, пропала… Наверное, взята некая планка, преодолен рубеж… себе самому что-то доказал. Да и невозможно постоянно жить в напряжении, такая концентрация много сил и времени отнимает.
Андрей Иванович, для конкурса Вы по какому материалу резали?
За границу – только по мамонтовой кости! По ископаемой. И у них, и у нас с этим строго, и на мамонта специальное разрешение нужно. Хотя на Аляске разрешено добывать и моржовую. Но мне мамонтовая нравится. У нее интересная окраска, все оттенки коричневого, серого, голубого, переходящие в красный… Бивень огромный, он весит до 300 кг.
А кто Ваши заказчики, как они Вас находят, что заказывают?
Понятия не имею, как они меня находят! Я продаю свои вещи в салонах. Сувениры в основном. На конкурс – это другая тема, это душа… Да и про scrimshaw мало кто знает, один человек из ста. Узкий круг. Коллекционеров мало. А тех кто делает – единицы! По всему миру не больше ста человек, на мой взгляд.
Коллегу встретишь крайне редко. Вот парень один есть, из наших, смотрю, с каждым годом все лучше и лучше работы. Жаль, что литературы никакой нет, очень мало информации. У них в Америке все-таки scrimshaw больше известно. Джон Кеннеди был завзятый коллекционер. Даже в каком-то фильме видел, что у него на рабочем столе стоял зуб кашалота со scrimshaw… Благодаря его коллекции искусство получило всемирное признание. В 1964 году Клэр Бернс написала книгу «Джон Кеннеди. Коллекционер резьбы по кости», книга очень известная в кругу и художников, и коллекционеров. Переиздавалась. Есть еще журнал «Китовая Кость», посвященный исключительно резьбе по кости, он издавалось с января 1988 года. Такое пособие для художников: приемы, методы, даже адреса мастеров; политические вещи печатали, например, временное прекращение импорта слоновой кости по постановлению Правительства США. Но вот только есть он сейчас? А интересно было… Там публиковали множество работ по scrimshaw.
Мне очень работы David Smith нравятся, и Robert Weiss… у него потрясающие портреты. Вообще у каждого художника свой конек, своя изюминка: кто животных лучше режет, кто людей, кто море… Смотреть, любоваться можно… бесконечно!
Работы Андрея Доленко и других российских мастеров вы можете приобрести в «Экспедиции-Фактория» по адресу: Москва, Певческий переулок, дом 6 (рядом с Китай-городом).
Биографическая справка
Андрей Доленко, родился в 1951 году в Севастополе. В 1959 переехал с семьей во Владивосток, где окончил ДАЛРЫБВУЗ, специалист по водному транспорту. Ходил на торговых судах. Все премии с конкурсов scrimshaw отдал в благотворительный фонд на строительство во Владивостоке Детского онкологического центра.
34ncoc
av28uj
vbvzzj
rq6dsi
v97zmt
z9xctj
mxc2ah
ehtb6x