25 АпрКАК БИЗНЕС ПОРОДИЛ ИСКУССТВО


Когда-то давно, в старые времена, рассказывается в одной польской сказке, гномы жили вместе с людьми. Они помогали по хозяйству, воспитывали детей, давали мудрые советы… Но пророчество гласило, что если в ясный солнечный день подует холодный ветер, дружба с людьми закончится. И такой день наступил. Гномы ушли под землю и прожили там много сотен лет. А когда вернулись назад, оказалось, что люди… забыли их. Им не нужны были их помощь и мудрость.

И гномы разбрелись по всему свету. Одни поселились в пещерах и стали троллями, другие нашли приют на цветах и деревьях и стали эльфами…

Скорее всего, городские власти Сопота и не вспоминали поэтическую народную сказку, когда решили построить на одной из улиц города торговый центр. Ими владели совершенно прозаические чувства…

В этой рубрике я хочу осуществить давнюю мечту – рассказывать об удивительных сооружениях, возведенных по всему миру и в разное время необычными архитекторами. Постмодернистами. Точного определения этого архитектурного стиля еще не придумали. И, наверное, это невозможно. Потому что постмодернисты – это те люди, которые  не могут втиснуть свое бушующее  воображения в тесные рамки урбанистической застройки. И они бунтуют, выступая против прямых линий и казенных цветов. Бунтуют каждый в силу СВОЕГО таланта. Но в результате этой борьбы с посредственностью и привычным стандартом рождаются произведения архитектурного искусства. Безумные и уникальные! Возвышаются эти дома-ракушки, дома-пряники, дома-корабли и дома-корзинки среди привычных строений, как символ таланта и неординарности среди обыденности. Застывший гимн безграничной фантазии человека!

О некоторых я знаю, других достаточно много в Интернете. Это быстрая и приятная тема для отдельного поста, подумала я. Но, как известно, хочешь рассмешить Судьбу, расскажи ей о своих планах…

Поиск материала о «Кривом доме» (Krzywy Dom) из Сопота к третьему часу уже напоминал детективное расследование. У меня нет претензий к людям, поместившим выдержки из «статей» на свои электронные странички. Но, честное слово, мне стыдно за моих коллег, путающих стили архитектуры с названием улицы; фамилии архитекторов с названием архитектурной компании; поселивших в домик давно почившего замечательного польского иллюстратора, а чтобы он не заскучал, еще и ныне живущего талантливого шведского художника, автора проекта. А ведь история «танцующего» или «плавающего» домика из Сопота достойна пристального внимания. Ну, во всяком случае, мне так показалось…

***

Улица Бохатерув Монте-Кассино (Героев Монте-Кассино) или иначе «Монтяк» — известнейшая во всей Польше пешеходная улица с многочисленными барами и кафе, культовыми галереями Бленкитны Пудель и Спатиф. Особенно живописно там летом, когда около ресторанчиков выступают артисты бродячих уличных театров и музыканты, раскладывают свои мольберты художники…

Волею судеб  заказ на строительство торгового центра на туристической улице был предложен архитектурному бюро Szotynscy & Zaleski. Насколько творчески эти люди могли подойти к воплощению достаточно банальной идеи, говорит уже сам сайт компании. И не беда, что он польском: http://www.szotynscy.pl/

Можно было выстроить стандартный билдинг из стекла и бетона. А можно было…

Шведский художник и фотограф Пер Дахлберг (Per Dahlberg), которому предложили подготовить эскиз проекта, давно уже живет в Сопоте и Париже.

И я давлю в себе желание рассказать о нем, чтобы не навязывать читателю обуревающие меня эмоции. Я предоставляю ссылку на его сайт, дабы каждый мог насладиться созерцанием истинного творчества: http://www.pogdahlberg.com/

Безусловно, Пер Далхберг вспомнил и сказку про гномов, и другие народные польские сказки, потому что посчитал, что туристам будет интересно увидеть на этой улице что-то аутентичное, национальное. Он вдохновился творчеством известнейшего польского иллюстратора детских сказок – Яна Марчина Сзансера (Jan Marcin Szancer).

И здесь я тоже не буду оставлять свои комментарии, потому что не хочу умолить заслуги его сына, создавшего в память об отце сайт, где он представил практически все его работы. http://www.szancer.pl/

Из удивительного слияния польской народной культуры, творчества двух Художников и архитекторов из  бюро Szotynscy & Zaleski родился этот домик…

Он похож на старый покрытый плесенью кривой гриб, который возомнил себя новым домом! В нем нет прямых линий, изгибы балконов напоминают морские волны, крыша покрыта черепицей, словно чешуей дракона. Он появился здесь из другого пространства…  И стоит как признание того, что гномы не забыты, а сказки живы!


С 2003 года (по другим источника 2004) этом домик – основная достопримечательность Сопота. Каждый приезжающий считает своим долго посетить знаменитый торговый центр и обязательно, я подчеркиваю, обязательно купить в нем сувенирчик.

Ну а в профессиональных кругах  это сооружение признано лучшей архитектурной выдумкой Польши  и принесло победу своим создателям в конкурсе «Великие мечтатели».

Per Dahlber drawings in Crooked House

Вероятно, как-то так выглядит эта история, очищенная от плевел. И я не претендую на 100% достоверность в деталях, но что касается фактов, в них нет сомнения.

Получать обновления:



3 ответов к записи “КАК БИЗНЕС ПОРОДИЛ ИСКУССТВО”
  1. Потрясающе!
    Сразу захотелось построить свой «Кривой-кривой дом». Вдруг, гномики прознают про него и будут заходить к нам на вечернюю рюмочку чаю 😉

  2. Хундертвассера отдельно))) Собственно, с него-то и началось. Но он достоин отдельной большой статьи со всей своей неординарностью и жизненной философией. Мне больше всего его жилой дом в Вене нравится, холмистый, цветной, в котором вместе с людьми живут деревья. Летом особенно красиво…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *