Ни в Мавзолей, ни в Цирк я не ходила. В этом мои родителям, достаточно терпимые в сущности люди, проявляли редкое упорство. Отец, коренной москвич, с воодушевлением таскавший меня по музеям и театрам, в ответ на мои вопросы отвечал жестко. Это зрелище для варваров. А мы – цивилизованные люди!
В отношении Мавзолея я не спорила. Мне и самой не хотелось идти смотреть на мертвого человека, чье величие в нашей семье подвергалось, мягко сказать, сомнениям. Но Цирк! Блещущий огнями, оглушающий веселой музыкой, ослепляющий костюмами из страны вечного нового года. Лошади с плюмажами, рыжие клоуны, гуттаперчевые гимнасты… Родители были непреклонны. Из года в год в каникулы мои одноклассники шли в Цирк. Все, кроме меня…
Отец говорил, что слоны, ползающие на коленях, и цари зверей, скачущие по тумбам, должны вызывать у нормального человека чувство неловкости и жалости. Словно он стал невольным свидетелем чьего-то унижения. И стыда. За того, кто заставляет испытывать унижение.
Но в детстве не думаешь о таких вещах, как достоинство!
К тому же, я, как многие, искренне считала, что артисты – это звериные малыши, выращенные в неволи – они не имеют никакого понятия о свободе. А дрессировщики – милейшие люди.
То ледовое шоу, на которое меня, одиннадцатилетнего ребенка, отпустили, не подозревая подвоха, врезалось в память, как рисунки древнего человека в скалы.
Ободранный и пугающе худой медведь выехал под бравурную музыку на арену. На коньках. Вместе с улыбающейся дрессировщицей в переливающемся костюме он выполнял элементы фигурного катания. Мы сидели в третьем ряду. И я отчетливо видела, как по льду за ним тянется желтая дорожка мочи. Он писал не переставая. Все выступление. Кланяться его подвели поближе к зрителям. И мы все видели мокрую грязную свалявшуюся шерсть вокруг глаз и затравленный остекленевший взгляд…
Лучше бы я пошла в Мавзолей смотреть на труп Ленина!
Помните, был такой детский фильм про мальчика, который мечтал о танцующем петухе? Где-то на ярмарке увидел, как петух переступает ногами под музыку, и весь фильм пытался узнать, как это делается? Оказалось, птицу ставили на раскаленную сковородку и включали веселую песенку. Он не мог стоять сразу на двух ногах и… «танцевал». Закреплялся условный рефлекс. А люди потом… смеялись…
Мне думается, что степень цивилизованности общества должна определяться не только отношением к смертной казни, но и к цирку с животными.
6 сентября прошел пикет около цирка на Цветном бульваре. Радио Сити FM освещало его целый день. Люди не понимают… Стереотип слишком силен!
Поход в цирк – это праздник, где зрители в равной мере наслаждаются выступлением гимнастов под куполом и забавными веселыми собачками, жонглерами и джигитовкой, акробатами и пляшущим бегемотом. Но люди – гимнасты, акробаты и жонглеры – работают добровольно. Это их профессия, их жизненный выбор. И степень риска обоснована и сознательна. Она обоснована материальными потребностями артистов.
Дрессировать животных можно по-разному. Даже собачники-любители делятся на тех, кто месяцами спокойно и методично добивается выполнения нужной команды. То есть пытаться терпением и лаской объяснить животному, что от него хотят. И на тех, кто покупает электрошокер, считая его наиболее эффективным средством воспитания. Стоит надеть такой ошейник на «любимую» собаку и… долбить током, пока не поймет. Обычно двух раз на втором уровне хватает. Всего уровней – 9!
Но совсем другое дело – коммерция. Когда номер необходимо сделать в считанные дни-месяцы, запустить в ротацию и собирать деньги. И животное – не любимое! Это материал, ресурс, сопротивляющаяся субстанция. Как быстро научить только что выловленного из природы и купленного за большие деньги бегемота танцевать под музыку? Лаской и терпением? Или как того петуха, раскаленной сковородкой?
Прославленный «советский цирк», гастролирующий по странам и континентам в советские годы, перестал быть нужен большинству стран! Европейские государства одно за другим принимают закон о запрете дрессуры и участия животных в цирке!
А российские зрители не видят и не думают! Не хотят дать себе труд осознать в разгар праздника, что блестящая мишура скрывает грязные тесные клетки, веселая музыка – боль бессловесного существа. Что срок жизни цирковых животных минимален. И когда «ресурс выработан» их в лучшем случаем уничтожают. В худшем – они доживают свой страшный век в передвижных зверинцах. Голодные и больные. Или, как подранки, – мишень для притравки охотничьих собак…
Их не кормят вдоволь – потому что себестоимость номера возрастет.
Их не лечат регулярно – по той же причине.
Их содержат в таких условиях, при которых российско-советская тюрьма выглядит раем.
Их истязают, простите, дрессируют, ежедневно. Все эти пляски в цветастых юбках на потребу недумающей немилосердной толпы, которой по-прежнему, как в средние века, нужны только две вещи – хлеб и зрелище, не более чем конвульсия и судороги изувеченного живого существа.
Но российскому зрителю нужна не истина, а потемкинская деревня. И какая разница, что за ее картонными расписными стенами под знакомые всем звуки туша кто-то тихо умирает от голода и боли…
В пикете 6 сентября стояли всего лишь 30 человек. А гуляющие по Цветному бульвару не могли взять в толк, против чего выступают эти люди?! Зверушки такие веселые, радостные! Тюлени, например, хлопают ластами!
К сожалению, пока будет существовать спрос, будет и это жуткое предложение. Каждый сам для себя определяет степень дозволенности. Можно отрывать ноги у кузнечиков, надувать лягушек — они же безмозглые. Можно убивать и истязать животных — они же безмозглые. Можно африканцев сделать рабами, а евреев истребить – они же не люди!
Куда пойти в каникулы или в праздник? Цирк – первое, что приходит в голову…
Возможно, многие скажут, что в стране и других проблем достаточно. Есть детские дома, больные дети, инвалиды…
Но только еще, черт знает когда, Лев Толстой заметил, что «отношение к животным в государстве есть первая ступень нравственности, которую невозможно перескочить, чтобы подняться на следующую».
Я никогда не водила своего ребенка в цирк с животными! И других призываю к тому же! Мир, безусловно, не переделаешь. Но какое-то количество людей заставить задуматься, наверное, можно?
А цирк должен быть! Обязательно! Чтобы восхищаться и хохотать. Как в канадском Cirque du Soleil, китайском государственном цирке, австрийском Zirkus Meer…
Артисты там поражают мастерством и грацией – это их призвание. А потому они не плачут на арене и … не писают.
Спасибо за поддержку!!!
У цивилизованного человека этой цивилизации — легкий налет 🙂 В смысле — сдувает его порывами ветра 🙂
Мои родные на меня очень обиделись, когда на Кавказе привели специально моих детей в зверинец местный — а я в ужасе оттуда убежала и детей увела. 😐
Некоторые мои друзья приезжают с детьми и тоже приглашают нас первым делом в цирк. Мол,без зверушек неинтересно. Я вот думаю, а друзья ли они мне?